Третий день хожу «без благодати». Написал и задумался: а
от какого момента считать? Когда ключи и документы от храма забрали или когда
архиерей пошел в алтарь и поспешно выдернул антиминс, не особо заботясь
аккуратненько положить илитон с Евангелием на место - они же теперь
безблагодатные. Придет благодатный священник, благодатно расправит.
Может, с того момента как благочинный, дождавшись
снаружи, когда люди соберут свои вещи, сделав последнюю неудачную попытку
оставить меня одного без людей, выпроводил нас и запечатал церковную дверь?
Нет, наверное, через день, когда был издан указ о
безблагодатности. И опять вопрос: ушла ли благодать в тот момент, когда,
наконец, была найдена официальная причина запрещения в служении или, может,
когда был составлен текст и услужливый секретарь с нескрываемой улыбкой
поспешно пошуршал рясой в сторону машинистки? Нет, конечно, нет. Благодать
послушно отошла тогда, когда указ был готов и неумолимая печать обрушилась на
него, прекращая все сомнения. Теперь положение мое неканонично, а значит,
безблагодатно.
Ведь именно так нас учили судить о благодатности целых
церквей. Есть указ - нет благодати. И не дергайся, сама она не возвратится.
Например, в 1992 г. Митрополита Филарета запретили в
служении - благодати нет. В 2000 г. Московский Патриарх прервал общение с Вселенским,
значит, от последнего благодать отошла (знающие люди говорят, что тут надо
судить не по красоте титула, а по величине патриарха). Грузинская Церковь
объявила автокефалию в 1917 г. – благодати нет. Болгарская Церковь в 1872 г. объявила
самостоятельность – вообще, анафема. Московская Церковь в 1448 г. отделилась от
вселенской – э, нет, стоп, тут надо опять по величине судить - Вселенская церковь
безблагодатна. Список еще длинный, надоело писать. Принцип понятен.
Один мой друг священник, склонный к богословским
размышлениям и даже мучениям, много лет назад наблюдал, как его друг ушел в
безблагодатную церковь. Он разговаривал с ним, увидел, что тот никак не
изменился и задался вопросом, внимание: если благодать отошла, а человек этого
не заметил, была ли она до этого? Иной бы на такой вопрос даже внимания не
обратил, покрутил бы у виска, сплюнул, назвал бы еретиком или отщепенцем, и
пошел бы дальше молиться и поститься. Но мой друг был не таков. Он измучил этим
вопросом не только себя, но и всех священников, и архиерея, и даже
преподавателей столичного православного института, в котором тогда учился. А
ответа так и не получил.
А бывают случаи и посложнее. Указ подписан, благодать
отошла, а на душе – весна! И так радостно и свободно стало, прямо, хоть пой.
Так на язык и просится: «Благода-а-ать!» Нет, подождите, какая благодать, указ
подписан, все наоборот.
Успокоил меня иной мой друг, совсем недавно прошедший через
то же. «Так это ж благодать давила на голову, – смеется он, – а теперь отошла.
Вот оно - безблагодатное состояние!»
Так и живу. «Без благодати». Третий день.
Комментарии
Отправить комментарий