К основному контенту

Три дня «без благодати»

Третий день хожу «без благодати». Написал и задумался: а от какого момента считать? Когда ключи и документы от храма забрали или когда архиерей пошел в алтарь и поспешно выдернул антиминс, не особо заботясь аккуратненько положить илитон с Евангелием на место - они же теперь безблагодатные. Придет благодатный священник, благодатно расправит.
Может, с того момента как благочинный, дождавшись снаружи, когда люди соберут свои вещи, сделав последнюю неудачную попытку оставить меня одного без людей, выпроводил нас и запечатал церковную дверь?
Нет, наверное, через день, когда был издан указ о безблагодатности. И опять вопрос: ушла ли благодать в тот момент, когда, наконец, была найдена официальная причина запрещения в служении или, может, когда был составлен текст и услужливый секретарь с нескрываемой улыбкой поспешно пошуршал рясой в сторону машинистки? Нет, конечно, нет. Благодать послушно отошла тогда, когда указ был готов и неумолимая печать обрушилась на него, прекращая все сомнения. Теперь положение мое неканонично, а значит, безблагодатно.
Ведь именно так нас учили судить о благодатности целых церквей. Есть указ - нет благодати. И не дергайся, сама она не возвратится.
Например, в 1992 г. Митрополита Филарета запретили в служении - благодати нет. В 2000 г. Московский Патриарх прервал общение с Вселенским, значит, от последнего благодать отошла (знающие люди говорят, что тут надо судить не по красоте титула, а по величине патриарха). Грузинская Церковь объявила автокефалию в 1917 г. – благодати нет. Болгарская Церковь в 1872 г. объявила самостоятельность – вообще, анафема. Московская Церковь в 1448 г. отделилась от вселенской – э, нет, стоп, тут надо опять по величине судить - Вселенская церковь безблагодатна. Список еще длинный, надоело писать. Принцип понятен.
Один мой друг священник, склонный к богословским размышлениям и даже мучениям, много лет назад наблюдал, как его друг ушел в безблагодатную церковь. Он разговаривал с ним, увидел, что тот никак не изменился и задался вопросом, внимание: если благодать отошла, а человек этого не заметил, была ли она до этого? Иной бы на такой вопрос даже внимания не обратил, покрутил бы у виска, сплюнул, назвал бы еретиком или отщепенцем, и пошел бы дальше молиться и поститься. Но мой друг был не таков. Он измучил этим вопросом не только себя, но и всех священников, и архиерея, и даже преподавателей столичного православного института, в котором тогда учился. А ответа так и не получил.
А бывают случаи и посложнее. Указ подписан, благодать отошла, а на душе – весна! И так радостно и свободно стало, прямо, хоть пой. Так на язык и просится: «Благода-а-ать!» Нет, подождите, какая благодать, указ подписан, все наоборот.
Успокоил меня иной мой друг, совсем недавно прошедший через то же. «Так это ж благодать давила на голову, – смеется он, – а теперь отошла. Вот оно - безблагодатное состояние!»

Так и живу. «Без благодати». Третий день.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Православное богослужение. Поиск смысла.

Эти заметки священника практика не следует воспринимать, как призыв к немедленной литургической реформе или изложение ее плана. Это скорее попытка свести воедино все «болевые точки» современного православного богослужения, чтобы увидеть, насколько оно нуждается во внимательноми любовном переосмыслении, так как в неизменном виде стало совершенно непонятным для нашего современника, человека секулярной эпохи. В. Алымов в своих лекциях по исторической литургике так пишет о богослужении: «… если в Католицизме это — уютный садик, а в Протестантизме — хорошо подстриженный газон, то в Православии — это лес . Здесь есть огромные деревья, уходящие корнями в Ветхий Завет. И есть вечно — цветущая поросль первохристианства. И есть заросли времен средневековья. И совсем молодые побеги нового времени. Но всё это живет и развивается, как единый организм» [7]. Симпатии автора понятны, он историк и ценит в православном богослужении обилие данных для своей науки, но если посмотреть на богослужение

Братья и сестры!

Братья и сестры, уже больше месяца прошло с тех пор, как я был лишен прихода. Все это время меня поддерживали своими пожертвованиями прихожане и родственники. Но сейчас, когда мы получили помещение и собираемся оборудовать новый храм и межконфессиональный образовательный центр, деньги совсем кончились. Прошу вас, всех, кто следит за судьбой нашего прихода и имеет возможность жертвовать, помочь мне и моей семье прожить это время, пока жизнедеятельность храма и центра не наладится. Карта ПриватБанка   5168 7422 1750 2081  Савва Игорь Леонидович На этот же счет можно присылать пожертвования для оборудования храма и центра. Вот помещение, которое нам предоставлено неравнодушными людьми в постоянное пользование на очень щадящих условиях. Вот примерный план алтаря и иконостаса. Нам нужен Престол, Жертвенник, икона на стену над престолом, иконы иконостаса, облачение престола. Изготовление престола и жертвенника, таких как на рисунке ниже, может стоить окол